Нефтепровод, как способ транспортировки нефти начал использоваться значительно позже других традиционных методов, таких как сухопутные и водные перевозки. Его открытие и применение произошло практически одновременно как в Америке, так и в России. Другое дело, что в России реализация этого метода встретила намного больше трудностей.


Нефтепровод, как способ транспортировки нефти начал использоваться значительно позже других традиционных методов, таких как сухопутные и водные перевозки. Его открытие и применение произошло практически одновременно как в Америке, так и в России. Другое дело, что в России реализация этого метода встретила намного больше трудностей.

 

Нефтепровод  

Америка

В Америке способ перекачки нефти по трубам предложил инженер Кернс в 1860 г. Он внес на обсуждение проект прокладки нефтепровода длиной 50 км вдоль реки Огайо от одного из месторождений. Однако хозяева месторождения отнеслись к такому предложению со скепсисом, сославшись на риски, связанные с отсутствием практического опыта.

Поэтому первый нефтяной трубопровод в Америке появился лишь 3 года спустя, в 1863 г. Его длина составляла 6 км, а пропускная способность - около 80 баррелей в день.

Точку в освоении нефтепроводов и доказательстве рентабельности данного метода транспортировки нефти поставил конструктор Чарльз Гетч. В 1866 году под его руководством был сооружен трубопровод длиной 16 км. По расчетам инженера, один насос мог нагнетать нефть по всей длине трубопровода, при этом время прокачки составило 4 часа.

После успешной реализации проекта Гетча, начали строиться другие нефтепроводы. Постепенно увеличивалась и их протяженность. Эти сооружения состояли из железной трубы, а также приемной и сдаточной станций. Насосы приемного узла нагнетали нефть из отборных резервуаров по трубам к сдаточной станции. Трубопроводы относительно большой протяженности снабжались также промежуточными станциями подкачки.

Первый действительно крупный нефтепровод был открыт в 1874 году на участке Пенсильвания - Питтсбург. Его протяженность составляла 90 км, диаметр трубы 100 мм, а в день по нему проходила 7500 баррелей нефти.

Россия

Россия в строительстве нефтепроводов несколько отставала от Америки. Хотя один из известнейших русских ученых Д.И. Менделеев еще в 1863 году предложил и теоретически обосновал идею создания трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов, воплощение его замысла в жизнь произошло только 15 лет спустя.

В 1878 году запускается первый в России нефтепровод Балаханы - Черный (Азербайджан, Баку), спроектированный и построенный инженерами А.В. Бари и В.Г. Шуховым для братьев Нобель. Его длина составляла 9 км, диаметр - около 77 см, а пропускная способность - 80 тыс. пудов нефти в сутки.

 

Нефтепровод Баклаханы - Черный Город Нефтепровод Баклаханы - Черный Город
 

 

Кстати, братья Нобель - известные изобретатели и крупные нефтепромышленники, внесли существенный вклад в технологию добычи и переработки нефти (см. Краткая история добычи нефти в России). Так Людвиг Нобель стал заменять котлованы для хранения нефти на стальные резервуары, ему также принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред Нобель предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическими способами.

 

Братья Нобель Братья Нобель
 

 

После запуска первых нефтепроводов, стало очевидным преимущество данного метода транспортировки перед другими способами. Тем не менее, строительство нефтепроводов в России шло довольно медленно. Основные причины такого замедленного роста заключались в недовольстве новшеством владельцев железных дорог. Железнодорожные магнаты всеми силами пытались предотвратить внедрение прокладки нефтепроводов, что неплохо получалось, благодаря хорошим связям в правительстве. Так к концу 1914 году в России было проложено около 1.2 тыс. км нефтепровода, в то время как в США к этому году проложили уже 14 тыс. км.

Гражданская и Первая мировая война серьезно замедлили строительство нефтепроводов. Подъем в этом плане стал наблюдаться в 1930 - 1940-х годах прошлого столетия. Вслед за этим последовала Великая Отечественная Война, которая снова затормозила прогресс. С середины века Советский Союз с новой силой, наверстывая упущенное, взялся за строительство нефтепроводов, и достиг в этом направлении серьезных результатов.

К 1990-му году в СССР работала нефтепроводная система протяженностью около 70 тыс. км. Однако в связи с распадом СССР строительство новых нефтепроводов было заморожено, а трубопроводная система оказалась на территории 15 государств. В результате подконтрольными России остались только 50 тыс. км нефтепровода. Тогда же проблемы в экономике затормозили развитие нефтяной отрасли в целом.

Тем не менее в 2000-ных годах компания "Транснефть", получившая в наследие нефтепроводную сеть начала активно ее расширять. В настоящее время "Транснефть" и ее дочерние общества располагают крупнейшей в мире сетью нефтепроводов, общей протяженностью 70 тыс. км., 500 насосными станциями и 22 млн. м3 резервуарных емкостей. Компания обеспечивает транспортировку порядка 90% всей добываемой в России нефти. Конечно при этом учитываются не только нефтепроводы, но также морские и сухопутные перевозки.