Коксуемость

 

Коксуемость - это явление образования остатка в виде угля (кокса), при нагревании нефтепродукта без доступа воздуха.

 

Определяют данный показатель для 10 %-ного остатка после предварительной перегонки.

Коксуемость, наряду с зольностью, содержанием смол и серы, а также фракционным составом характеризует склонность нефтепродукта к образованию нагара в двигателе при сгорании топлива. Твердый, темный нагар откладывается на стенках камеры сгорания, днищах поршней и выпускных клапанах. На иглах распылительных форсунок и самих распылителях нагар преимущественно мягкий и смолистый, желтоватого цвета.

Образование нагара приводит к ряду нежелательных последствий, таких как:

  • ухудшение отвода теплоты в системе охлаждения двигателя
  • засорение выпускных клапанов
  • обгорание поверхности клапана и седла

В связи с этим в зависимости от режима эксплуатации двигателя, выбирается топливо с предельно допустимой коксуемостью. Как правило коксуемость 10 %-ного остатка топлива не должна превышать 0,3 %.

Коксуемость нефтепродуктов зависит от следующих факторов:

  • фракционный состав
  • содержание смол
  • содержание нестабильных соединений

 


Стандарты определения коксуемости нефтепродуктов


 

  • ГОСТ 8852-74
  • ГОСТ 19932-99
  • ГОСТ 32332-2013
  • ГОСТ 32392-2013

 

  • ASTM D189-06 (2014)
  • ASTM D4530-11
  • ASTM D524-10

 

  • ISO 6615:1993
  • ISO 10370:2014
  • ISO 4262:1993