Сможет ли Россия сдержать наплыв ближневосточной нефти в Европу.

 

Нефтяные войны: Россия против Ближнего Востока  

 

Россия имеет солидное превосходство на нефтяном рынке в Центральной и Восточной Европе. Однако страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия, Ирак и Иран, недавно также вышли на Европейский рынок. Это естественно, так как каждая нефтедобывающая страна ищет новые пути сбыта, даже несмотря на текущую ситуацию с нефтяными котировками.

В прошлом году состоялась первая поставка саудовской нефти в Польшу, а в августе нынешнего года, страна приняла также и Иранскую нефть. Венгрия, вторая по уровню закупок нефти из России страна в регионе, увеличила импорт топлива из Иракского Курдистана. Украина же тем временем пытается стать воротами в Восточную и Центральную Европу для иранской нефтяной кампании. Предполагается, что энергетическая безопасность в регионе должна возрасти, однако сможет ли нефть с Ближнего Востока стать реальной альтернативой российской Urals?

Этим летом Иран отгрузил в Польшу около 2 млн. баррелей нефти. Прибытие в августе супертанкера «Atlantas» в польский порт Гданьск было расценено как политическая игра, также как и открытие в апреле терминала «Terminal Naftowy PERN». Напомним, что польские и немецкие перерабатывающие заводы зависят главным образом от поступающей из России по нефтепроводу нефти. Новый же терминал позволит Польше импортировать нефть из других стран, если поставки из России нарушаться.

Диверсификация источников энергоресурсов всегда была одной из главных тем политического дискурса Центрально-Восточной Европы, поэтому прибытие нефти с Ближнего Востока в Польшу является важной новостью. Однако, существуют некоторые условия, без выполнения которых импорт саудовской или иранской нефти не возможен.

Во-первых, цены на нефть все еще остаются низкими вследствие затоваривания нефтехранилищ, - каждый производитель пытается сбросить на рынок максимально возможные объемы нефти. По словам Ирана, он готов продавать нефти в два раза дешевле своих конкурентов — Саудовской Аравии и Ирака. Во вторых, сейчас стоимость доставки нефти по морю действительно очень низкая, но если она начнет увеличиваться, экспорт нефти с Ближнего Востока к Балтийскому морю перестанет быть рентабельным, и Польша будет вынуждена вернуться к российской нефти.

 

Порт Гданьск  

 

Даже при нынешних благоприятных рыночных условиях, полностью диверсифицировать поставки довольно сложно. Например, Иранская национальная компания уже отказала венгерскому MOL в запросе на поставку легкой нефти.

Кроме этого, политическая ситуация на Ближнем Востоке по-прежнему нестабильна. Напряженность между Ираком и Ираном добавляет неопределенности энергетической безопасности Польши.

Транспортировка нефти по морю всегда была более рискованной, чем по трубопроводу. Даже если Украина и Иран достигнут соглашения относительно использования украинского трубопровода, нефть по-прежнему должна будет отправляться в Одесский порт через Босфор и Ормузский пролив, который до сих пор остается горячей точкой в конфликте США и Ирана. Таким образом нельзя однозначно утверждать, что «безопаснее»: поставки морским путем из нестабильного Ближнего Востока, или по трубопроводу Дружба из России в условиях сложных с ней отношений.

Балтийское море имеет свои пределы. Так, 2-х млн. баррелей иранской нефти, поставленной в Гданьск, исходя из текущего уровня потребления, хватит только на 3-4 дня. 2 млн. баррелей — довольно серьезный объем для морских перевозок. Однако, танкеру «Atlantas» пришлось обойти Африку и преодолеть в общей сложности 22 тыс .километров — половину длины — экватора. Кроме того, около 700 тыс. баррелей пришлось перегрузить в другой танкер. Таким образом, стабильные поставки больших объемов нефти в Гданьск остаются под вопросом.

Тем не менее, иранская поставка в Гданьск является сигналом для России, 50% федерального бюджета которой напрямую зависит от экспорта углеводородов. Польша является пятой по значению страной российского экспорта нефти, после Китая, Нидерландов и Беларуси.

Импорт нефти из Ближнего Востока имеет большое значение для Центрально-Восточной Европы, поскольку в первую очередь обеспечит альтернативу российской Urals и усилит позиции на переговорах с Россией. Однако в действительности, при таком раскладе, доля российских поставок нефти в эти страны сократится лишь на несколько процентов.