По официальной информации Эр-Рияда, Saudi Aramco оценивается в $2 трлн. Первичное размещение 5% акций компании может принести порядка $200 млрд. В таком случае это станет крупнейшим IPO в истории, существенно подвинув рекорд Alibaba, установленный в 2014 году.
Проблема, однако, заключается в том, что компания не может стоить столько, сколько заявляет правительство Саудовской Аравии. Последние отчеты и растущий скептицизм относительно реальной стоимости Saudi Aramco, заставляют сомневаться, будет ли крупнейшей IPO настолько масштабным, как предполагалось первоначально.
Первоначальная стоимость $ 2трлн., предлагаемая правительством, была основана на оценке нефтяных запасов Саудовской Аравии в 261 млрд. баррелей. Умножая этот объем на себестоимость в $8 за баррель, получаем, что сами запасы стоят $2088 млрд. Когда принц Мохаммед ибн Салман сделал эту первоначальную оценку, то натолкнулся на здравый скептицизм: как какая бы то ни было компания может стоить так дорого?
Аналитики Wood Mackenzie провели собственное исследование и получили совершенно отличные и значительно меньшие цифры. WoodMac оценивает истинную стоимость Aramco около $400 млрд., что на 80% ниже суммы, приведенной правительством Саудовской Аравии. WoodMac опираются на прогнозы по будущему спросу и предполагаемую среднюю цену на нефть, а также на статус Saudi Armco, как управляемой государством компании.
Wood Mackenzie не ставит под сомнение цифру 261 млрд. запасов королевства , так как эта информация была подтверждена независимыми источниками. Однако все несколько сложнее в отношении управления и налогообложения Saudi Aramco, которая не публикует свою отчетность. Известно, что нефтяная компания, будучи основой экономики Саудовской Аравии, платит 20% роялти на доходы и 85%-ый налог на прибыль, поддерживая таким образом правительство Саудовской Аравии и обеспечивая 15000 членов Саудовской королевской семьи. Налоговые обязательства такого размера могут оказать существенное влияние на прибыльность компании, уменьшая дивиденды, поэтому данный фактор также рассматривается аналитиками WoodMac.
Остается также открытым вопрос о предоставлении скидок для инвестирования в государственные компании. Как отмечает Bloomberg, несмотря на текущую относительную стабильность, Саудовская Аравия может столкнуться с некоторыми проблемами, характерными для государств с крупными государственными энергетическими компаниями. Кроме этого, есть сомнения в жизнеспособности долгосрочного экономического плана страны (проект до 2030 года), который предусматривает значительный сдвиг вектора экономики Саудовской Аравии от нефти и газа к большей диверсификации.
Bloomberg также отметил, что Саудовская методика вычисления стоимости компании в соответствии с разведанными запасами не вполне корректна. Применяя данную систему, российская Роснефть должна стоить $272 млрд., а не $64 млрд. А ExxonMobil, крупнейшая частная энергетическая компания, должна стоить на 53% меньше.
Другие источники, опрошенные Bloomberg, оценили истинную стоимость компании между $500 млрд. и $1 трлн.
В Wood Mackenzie считают, что если ОПЕК будет продолжать придерживаться соглашения, цены на нефть в 2017 году буду оставаться относительно стабильными, а средняя цена не превысит $57 за баррель. Однако более долгосрочные прогнозы делать никто не осмеливается, так как увеличение доли альтернативной энергии, изменение климата, технологические усовершенствования и колебания спроса и предложения будут существенно влиять на стоимость нефти.
Эта неопределенность также вносит вклад в оценку стоимости Aramco. Огромные запасы нефти королевства достаточны для поддержания текущего уровня производства в течении еще около 73 лет. В то время как Эр-Рияд ожидает прохождение пика спроса на сырую нефть в районе 2035 года, ОПЕК предсказывает наступление этого события уже через 10 лет, а некоторые другие организации – и того раньше.
Несмотря на заявленные планы по диверсификации экономики королевства и снижении зависимости от доходов Aramco, основным аспектом Vision 2030 (экономический план Саудовской Аравии) все равно является спрос на нефть. Даже в случае продажи части государственной компании, интересы королевства будут тесно связаны с мировой нефтяной индустрией. Примером может служить недавнее вложении $7 млрд. в нефтеперерабатывающий завод в Малайзии.
Таким образом, оценят ли Saudi Aramco в $2 трлн., или, что вероятнее, гораздо меньше, экономика и благополучие Саудовской Аравии и всей королевской семьи все равно будет зависеть от мирового спроса на нефть и газ.