Нефтепровод «Дружба»

Система нефтепроводов «Дружба» была построена в 1960-е года для обеспечения топливом стран СССР. Сейчас она является основным каналом поставок нефти из России в страны ЕС. В системе выделяются две ветки: Северная, по которой снабжается Польша и Германия, и Южная – идет через Украину - в Венгрию, Словакию и Чехию. Разделение веток происходит на территории ключевой для транзита страны – Беларуси, вблизи города Мозырь.

Инцидент

19 апреля 2019 г. белорусский госконцерн «Белнефтехим» заявил, что качество поступающей по «Дружбе» нефти резко упало. В частности были выдвинуты претензии к превышающему в несколько раз норму содержанию хлорорганических соединений: 150-300 ppm против максимально допустимых 10 ppm.

24 апреля Польша и Беларусь останавливают прокачку нефти по нефтепроводу «Дружба». 25 апреля Украина прекращает транзит по южной ветке нефтепровода.

Выясняется, что нефть загрязнена дихлорэтаном – ядовитым и коррозийно-опасным веществом. В технологических процессах при температурах более 150 С дихлорэтан разлагается с выделением соляной кислоты, которая в свою очередь разъедает оборудование и резервуары. Загрязненную хлорорганикой нефти категорически нельзя использовать при переработке на НПЗ.

Зачем нужна хлорорганика?

Хлорорганические вещества используются для увеличения нефтеотдачи истощающихся месторождений. Однако представители крупнейших нефтедобывающих компаний отрицают использование этих веществ. По нормативам, даже если такой метод имел место, добытая нефть должна быть тщательно очищена от примесей.

Последствия

По мнению экспертов в результате инцидента был испорчен месячный объем прокачки – до 5 млн тонн или 37 млн баррелей нефти.

В результате сложившейся ситуации, одной из самых пострадавших сторон оказывается Беларусь. Во-первых, экономика страны теряет деньги из-за остановки транзита, во-вторых, нехватка сырья не позволяет заводам работать в полную силу и поставлять требуемый объем нефтепродуктов, и в-третьих, Мозырьский НПЗ заявляет о поломке части технологического оборудования.

Кто виноват?

30 апреля Президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев заявил, что к загрязнению причастны сотрудники частного узла приема нефти в Самарской области, которые намеренно сливали в нефтепровод некачественную нефть. Сырье якобы поступало от небольшой добывающей компании, которая использовала хлоорганику для увеличения коэффициента извлечения нефти.

Однако официальная версия неоднократно подверглась сомнению. Основным аргументом ряда экспертов – противников такой версии является невозможность, по их мнению, малых компаний поставки достаточных объемов даже некачественной нефти для загрязнения такого масштаба. По сообщению вице-президента «Транснефти» Сергея Андронова, общий объем загрязненной нефти, отправленный потребителям по «Дружбе» и через порт Усть-Луга составил около 3 млн тонн. В то время как объем поставок нефти со стороны малых добытчиков в зоне обслуживаемого участка за рассматриваемый период вряд ли может превысить несколько десятков тыс. тонн.

Танкеры с грязной нефтью

В результате загрязнения хлорорганический вещества попали не только не только в «Дружбу», но и в Балтийскую трубопроводную систему – 2, по которой дошли до экспортного нефтяного терминала порта Усть-Луга. Не проверив «грязную нефть» заливают в танкеры и отправляют в страны Евросоюза. По некоторым данным в танкерах оказалось около 1 млн тонн некондиционной нефти. Большинство европейских покупателей уже зная о сложившейся ситуации в отказываются принимать сырье. В результате часть загруженных танкеров простаивает порту, другая часть останавливается на полпути ожидая указания о конечной точке доставки.

Через некоторое время появляются сообщения, что Китай готов выкупить загрязненную нефть. Однако затем власти Китая выступают с заявлением о запрете предприятиям покупать и перерабатывать «грязную» нефть из России.

Следите за ситуацией с загрязнением нефти на нефтепроводе «Дружба» в специальной подборке новостей.