Приразломное месторождение – первое и в настоящий момент (2019 г.) единственное месторождение на российском арктическом шельфе, где ведется добыча нефти. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ПАО «Газпром»).
Приразломное месторождение
Приразломное месторождение / Фото: gazprom-neft.ru

Приразломное месторождение находится на шельфе Печорского моря, в 55 км к северу вахтового поселка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар. Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 метров.

Запасы месторождения оцениваются в 70 млн тонн нефти, проектный годовой уровень добычи – 5,5 млн тонн нефти в год. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении выделена в отдельный сорт, получивший название ARCO (Arctic Oil). Сырье имеет высокую плотность, повышенное содержание серы, но вместе с тем – низкое содержание парафинов.

Добыча нефти ведется со морской ледостойкой стационарной платформы – МЛСП «Приразломная», которая позволяет производить все необходимые для освоения месторождения операции – бурения, добычу, хранение и отгрузку нефти на танкеры. Проектом предусмотрено бурение 32 скважин, устья которых находятся внутри платформы. Также платформа «Приразломная» оборудована специальными системами, позволяющими в случае неконтролируемого выброса нефти и газа перекрывать скважины в течение 10 секунд.

Общая информация

Страна Россия
Регион Ненецкий АО
Расположение Шельф Печорского моря, 55 км к северу от посёлка Варандей и 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар
Координаты 69°15'7"N 57°20'34"E
Нефтегазоносная провинция Тимано-Печорская
Преобладающее ископаемое Нефть
Класс по размеру запасов Крупное
Открытие 1989 г.
Ввод в промышленную эксплуатацию 19 декабря 2013 г.
Статус Добыча
Недропользователь
Газпром нефть шельф, ООО (ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»)
Запасы извлекаемые
Нефть: 70 млн тонн

История

Попытки изучение шельфа Печорского моря исследователи начали предпринимать с 1960-х годов. Но систематическая сейсморазведка стала применяться только в конце 1970-х, когда для этих целей была организована Мурманская геологоразведочная экспедиция (ММГРЭ). В дальнейшем она была переименована сначала в трест «Северморнефтегазгеофизразведка» (в 1985 году), а затем в трест «Севморнефтегеофизика» (в 1988 году).

Наличие залежей в Приразломной структуре впервые было выявлено сейсморазведкой в 1977 году. В 1980-87 гг. здесь проводились работы по подготовке к глубоководному бурению.

С 1981 года в пределах акватории Печорского моря производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка» проводится разведывательное бурение. Работы осложняются относительно коротким межледовым периодом – около 90 – 120 дней в году. В октябре 1989 года на участке получена первая арктическая нефть на Приразломной площади.

Дальнейшие работы позволили создать геологическую модель месторождения, а также произвести предварительную оценку запасов пластов.

Платформа «Приразломная»

Для освоения месторождения решено было создать морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Заложена платформа была в декабре 1995 года на производственном объединении «Севмаш».

Однако спущена на воду платформа была только в через 15 лет – в 2010 году. После спуска МЛСП отбуксировали в Кольский залив для достройки на 35-м судостроительном заводе. В августе 2011 года строительство платформы «Приразломная» было завершено, и она была установлена на выбранном месте в Печорском море.

В течение следующего года платформу укрепили защитной щебне-каменной бермой. Объем бермы составил свыше 45 000 м3. Параллельно с этим объект проходил независимый аудит с участием таких компаний, как Schlumberger, Halliburton, Kvaerner и ЦНИИ морского флота. По проведению аудита платформа получила заключение о соответствии международным стандартам.

Добыча нефти на Приразломном месторождении началась 19 декабря 2013 года. Уже в апреле 2014 года была отгружена первая партия арктической нефти, которая получила специальное название – сорт ARCO.

МЛСП «Приразломное»
МЛСП «Приразломное» / Фото: gazprom-neft.ru

Транспортировка

Нефть с Приразломного месторождения отгружается на экспорт – в основном в Северо-Западную Европу, в так называемый регион ARA (Амстердам – Роттердам – Антверпен). Это обусловлено, во-первых, логистической доступность региона, а во-вторых, наличием в нем НПЗ, специализирующихся на переработке тяжелых нефтей, под классификацию которых как раз попадает сорт ARCO.

На первом этапе нефть с МЛСП «Приразломная» транспортировалась до Роттердама двумя челночными танкерами: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Дедвейт каждого не превышал 70 тыс. тонн.

Нефтяной танкер «Умба»
Нефтяной танкер «Умба»

В 2016 году транспортно-логистическая схема отгрузки нефти с Приразломного месторождения была изменена. В цепочку включен танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска. Он получает нефть не только с Приразломного, но также с Новопортовского месторождения. Такая схема позволяет существенно повысить эффективность поставок за счет сокращения времени кольцевых рейсов танкеров, курсирующих с месторождений, и использования стандартного флота для отправки нефти с плавучего нефтехранилища к потребителю.

Танкер УМБА относится к классу VLCC и обладает грузовместимостью 300 тыс. тонн. Максимальный грузооборот плавучего перевалочного комплекса составляет 15 млн тонн в год.