История освоения
Новопортовское – первенец среди углеводородных месторождений Ямала. Залежи нефти и газа были обнаружены здесь еще в 1964 году. Однако сложные геологические и климатические условия (зимой температура воздуха может опускаться до -55 С), а самое главное – отсутствие транспортной инфраструктуры, долгое время не позволяли запустить полномасштабную разработку запасов Новопортовского месторождения.
Активное освоение Новопортовского началось после передачи актива от ПАО «Газпром» к ПАО «Газпром нефть» в 2010 г.. В июне 2012 года на проекте «Новый Порт» была пробурена первая опытно-эксплуатационная скважина, а полномасштабная эксплуатация месторождения началась летом 2014 г.
Сорт нефти
Сорт нефти, добываемый на Новопортовском месторождении получил название Novy Port. Это достаточно легкое сырье с низким содержанием серы (около 0,1%). По своим качественным характеристикам Novy Port превосходит не только российскую нефть Urals, но североморский эталонный сорт Brent.
Запасы
Извлекаемые запасы Новопортовского по категории C1 и С2 составляют более 250 млн тонн нефти и конденсата, а также более 320 млрд кубометров газа (с учетом палеозойских отложений).
Однако наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов Новопортовского месторождения.
Необходимой эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» достигает за счет использования современных технологий: строительства горизонтальных и многоствольных скважин, а также проведения многостадийного гидроразрыва пласта.
Транспортировка
Транспортировка нефти с проекта «Новый Порт» осуществляется специальными арктическими танкерами в круглогодичном режиме при поддержке атомных ледоколов. Такие танкеры способны преодолевать льды толщиной до 1,8 м, имеют осадку 9 м, грузоподъемность около 35 тыс. тонн, и оснащены насосовым погрузочным оборудованием для загрузки нефти с башенного терминала.
Отгрузка нефти через морской терминал «Ворота Арктики» | |
Реализуемость такого способа была подтверждена в 2011 году пуском атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) через льды мелководной Обской губы до Мыса Каменного. Однако первая партия нефти сорта Novy Port отгрузилась европейским потребителям по Северному морскому пути только летом 2014 года, а зимние поставки начались в 2015 году.
До мая 2016 года нефть грузилась на танкеры с береговой инфраструктуры с помощью временных шланголиний. В настоящее время отгрузки круглый год ведутся с нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Из-за мелководья в прибрежной зоне и постоянных наносных течений разместить терминал на берегу оказалось невозможно. В связи с этим было сооружено выносное причальное устройство в 3,5 км от берега, с помощью которого осуществляется безопасная загрузка крупнотоннажных танкеров.
Нефтепровод от Новопортовского НГКМ к беговой инфраструктуре | |
С берегом терминал соединяют комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации и трубопровод для подачи нефти. Для поддержания заданной температуры сырья он спроектирован в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.