Давление насыщенных паров является одной из главных характеристик, обуславливающих испаряемость, а следовательно, и пусковые свойства топлива. Различают два вида испарения:
- статическое (относительное перемещение топлива и воздуха на поверхности их соприкосновения отсутствует), имеет место при хранении топлива
- динамическое (происходит активное перемешивание или "обдув"), имеет место в двигателях внутреннего сгорания
Значение давления насыщенных паров позволяет оценивать следующие параметры топлив:
- нижний предел ДНП характеризует наличие пусковых фракций (нормируется для авиационных бензинов)
- верхний предел ДНП характеризует стабильность топлива в плане возможности возникновения газовых пробок
- потери при испарении
Механизм процесса
При испарении молекулы вылетают с поверхности топлива в окружающее пространство, при этом часть вылетевших молекул могут снова поглотиться жидкостью. Степень испарения определяется отношением количеств вылетающих и поглощаемых обратно молекул.
Если пространство над жидкостью не ограничено, имеет место свободное испарение. В замкнутом объеме в начальный момент скорость испарения равна скорости свободного испарения, но по мере насыщения воздуха молекулами топлива увеличивается число молекул, возвращающихся обратно в жидкую фазу, и процесс испарения замедляется.
При определенной концентрации молекул топлива в воздухе число вылетающих из жидкости и возвращающихся в нее молекул уравнивается, наступает состояние динамического равновесия.
Максимальная концентрация паров топлива в воздухе, при которой устанавливается состояние динамического равновесия, характеризует собой давление насыщенных паров данного топлива. Чем выше значение данного параметра, тем большее количество его испаряется, прежде чем концентрация молекул в паровой фазе достигнет состояния динамического равновесия.
Стандарты определения давления насыщенных паров
- ГОСТ 1756-2000
- ГОСТ 28781-90
- ГОСТ 31874-2012
- ГОСТ Р ЕН 13016-1-2008
- ГОСТ EN 13016-1-2013
- ГОСТ Р 52340-2005
- ASTM D323-15
- ASTM D1267-02
- ASTM D5191-13
- ASTM D6378-10
- ASTM D6897-09
- ISO 3007:1999
- ISO 4256:1996