Определяют данный показатель для 10 %-ного остатка после предварительной перегонки.
Коксуемость, наряду с зольностью, содержанием смол и серы, а также фракционным составом характеризует склонность нефтепродукта к образованию нагара в двигателе при сгорании топлива. Твердый, темный нагар откладывается на стенках камеры сгорания, днищах поршней и выпускных клапанах. На иглах распылительных форсунок и самих распылителях нагар преимущественно мягкий и смолистый, желтоватого цвета.
Образование нагара приводит к ряду нежелательных последствий, таких как:
- ухудшение отвода теплоты в системе охлаждения двигателя
- засорение выпускных клапанов
- обгорание поверхности клапана и седла
В связи с этим в зависимости от режима эксплуатации двигателя, выбирается топливо с предельно допустимой коксуемостью. Как правило коксуемость 10 %-ного остатка топлива не должна превышать 0,3 %.
Коксуемость нефтепродуктов зависит от следующих факторов:
- фракционный состав
- содержание смол
- содержание нестабильных соединений
Стандарты определения коксуемости нефтепродуктов
- ГОСТ 8852-74
- ГОСТ 19932-99
- ГОСТ 32332-2013
- ГОСТ 32392-2013
- ASTM D189-06 (2014)
- ASTM D4530-11
- ASTM D524-10
- ISO 6615:1993
- ISO 10370:2014
- ISO 4262:1993